Маркирование тех или иных товаров, является неотъемлемым элементом работы множества производств, начиная с мельчайших деталей и заканчивая крупными единицами. У некоторых из производителей даже имеется своя отличная от других модель идентификации изделий. Однако в большинстве случаев, всегда есть какой-либо базовый набор символов, позволяющих систематизировать этот момент для всех разновидностей, указанной продукции.

В частности, сегодня речь пойдет о автопромышленности. Мы подробно расскажем Вам расшифровку маркировки шин для легкового и грузового авто. Постараемся показать все нюансы данного вопроса, а также научить Вас без особых проблем определять параметры конкретного колеса, без каких-либо дополнительных приспособлений и устройств.

Расшифровка общей информации маркировки на шинах


Наносить маркировочные обозначения стала необходимым по мере развития мировой автопромышленности. Росли не только технологические вариации шин, но также увеличивалось и количество компаний их разрабатывающих. В итоге видовое разнообразие привело к тому, что производитель на сегодня может предоставить Вам модель шины под конкретные задачи, будь то снег, грязь, песок и т.д.

Именно поэтому, еще тогда были приняты общие правила маркировки, которые по сути своей являлись языком, по которому можно было бы расшифровать данные и получить необходимые эксплуатационные характеристики отдельного колеса, а именно:

  1. Необходимые эксплуатационные размеры. Никому не хочется после покупки колеса, узнать, что оно не подходит на автомобиль. Поэтому на шинах наносятся данные сведения.
  2. Маркер износа. Это специальная отсечка, позволяющая водителю самостоятельно следить за степенью износа шины, чтобы своевременно ее заменить.
  3. Нагрузочные параметры под каждое колесо. Помимо указанных ранее, имеются также параметры допустимых значений скорости и нагрузки на каждое колесо. Превышение этих норм ускоряет износ и может стать причиной ДТП.
  4. Дополнительные сведения. Сюда можно отнести название бренда, производителя, стандарты, требования по эксплуатации и т.д.

Каждый из этих моментов индивидуален и требует отдельного пояснения. Поэтому распишем маркировку шин индивидуально для каждого из параметров, характеризующих их. В качестве базового примера, возьмем общее представление, показанное на скриншоте

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Минимальный набор информации на шине

Ширина профиля шины

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Данный параметр впервые стали наносить тогда, когда шины начали выпускаться в различных параметрах по ширине. Это делалось в зависимости от предпочтений водителя, среды эксплуатации и марки автомобиля. Сегодня размер указывается в 2х видах:

  1. Европейский вариант. В данном случае на шине будет присутствовать только номер (мм). Например: “215мм”
  2. Американский вариант. Задается метрически (м) и номер будет начинаться с буквы “P”.  Например: “Р0.21”

Высота профиля

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Всегда берется от края шины и ближайшей верхней точки обода. При расчете указывается не номинальное значение, а процентное от ширины. Например в нашем случае, на шине указано значение – 215мм, а высоты 65. Это обозначается, что данный показатель составляет 65% от 215, т.е можно подсчитать: (215*65)/100=139.75мм.

Исходный показатель не указывается на шинах, из-за ограниченного места для нанесения. Поэтому было решено выводить только коэффициент

Тип радиальный и диагональный

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Показатель конструкции указывает на расположение нитей внутри шины. Всего на данный момент имеется 2 разновидности:

  1. Диагональные. Нити при этом располагаются так, что образуют единую диагональную сетку от края до края подряд. Такие шины зачастую являются самыми изнашиваемыми, однако по причине удешевления производства, цена на них несколько ниже. Маркируется диагональный тип без буквы. В этом случае за параметром профиля не будет никаких обозначений.
  2. Радиальные. При производстве еще говорят меридиональные. В данном случае нити корда идут последовательно, не перекрещиваясь друг с другом, образуя единое целое. Могут делаться на основе камерных и бескамерных шин и иметь в своем составе специальные материалы, усиливающие их конструкцию, например нитка может быть в виде стального троса. Это делает их куда прочнее диагональных, но и куда дороже. При маркировке для таких шин указывается буква “R”.

Диаметр

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Указывается в дюймах и обозначается расстояние от внутренних краев обода шины. Необходим при подборе посадочных параметров для диска колеса.

Индекс скорости и нагрузки

Дает характеристику того, какой максимально допустимый тоннаж и скорость сможет выдержать колесо. При маркировке обычно пишется номер и буквенное обозначение. Расшифровываются они исходя из данных 2 таблиц. Первая дает рекомендации по общей допустимой нагрузке на отдельно взятое колесо, например “96”, говорит о том, что шина сможет выдержать нагрузку в 710кг (в совокупности 710*4 =2840 кг ). Буква “V” говорит о том, что колесо сможет ехать не более 210 км/ч.

Более подробно и с таблицами, мы писали про данный параметр ранее – Таблица индекса скорости шин и их нагрузки с расшифровкой

Стандарты безопасности и дата производства

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Обычно отмечаются индивидуальные для каждого региона или страны стандарты. Их нанесение необходимо для того, чтобы указать идентификационные параметры, требуемые в конкретной стране. Данный параметр задается 4мя цифрами, обозначающими неделю и месяц производства. Также при маркировке могу наносится аббревиатуры служб проверки, например DOT из примера выше, обозначает то, что данный тип шин соответствует стандартизации департамента транспорта США и может использоваться на автомобилях.

Индикатор износа

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Представляет собой специализированный маркер, наносимый для контроля степени изнашиваемости шины и своевременной ее замены. Обычно представляет собой отличный от других значок. В примерах обозначается в виде: треугольника, знака TW I, иконки процентов.

Несмотря на малые размеры, указанная маркировка должна восприниматься всерьез. В зависимости от марки и бренда, про нее необходимо знать и контролировать степень порчи перед каждой поездкой.

Состав и материалы

В определенных случаях производители также наносят информацию о составе, входящих в шину материалов. Также здесь отмечается количество слоев. Приводить в пример тут нечего, т.к каждая фирма вносит индивидуальные требования, отличающие один вариант от другого.

Износостойкость

Также задается индивидуально  и у каждого производителя она своя. Единственным моментом, являющимся общим, остаются условия при испытании. Выборку из партии проверяют на стенде под нагрузкой на протяжении 8000 миль. За это время высчитываются средние значения износа и стойкости шины к тем или иным условиям. В итоге получается коэффициент, который можно расшифровать только через самого производителя, т.к формулы везде разные.

Допустимое давление

При езде на дорогах или например песке, важно поддерживать определенное давление в шине. В этом случае водителю обязательно необходимо знать его предельно допустимые значения, которые сможет выдержать колесо. На практике некоторые неопытные автовладельцы, интерпретируют цифры, как показатель внешних измерений, например ширины.

Тут следует быть внимательным, ведь давление в европейской системе расчета указывается в фунтах/кв.дюйм. Сами замеры должны производится на холодную, т.е не после езды на автомобиле.

Остальные параметры

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Помимо отмеченных выше, также имеются некоторые моменты, которые могут присутствовать на любой шине, однако их отсутствие также не является каким-либо нарушением:

  1. Коэффициент износостойкости. Помимо ранее отмеченного. на шине может встретится показатель – TREADWEAR. Он характеризует так называемые условные характеристики работы изделия за определенный километраж. Обычно минимальное значение показателя, начинается с цифры 100, что означает 48 000 километров. Чем выше коэффициент, тем соответственно будет больше ресурс.
  2. Коэффициент торможения на мокрой дороге – Traction Grade. Имеет 4 степени, начиная с самой лучшей- АА, А, B, C.Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей
  3. Коэффициент перегрева при нагрузке – Temperature Grade. При учете дается оценка по 3 категориям: А (шина выдержит свыше 184 км/ч), B (до 184км/ч), и С (до 160км/ч).
  4. Указатели условий работы и погодных предназначений. В частности на большинстве вариантов можно встретить маркировку – M+S. Она обозначает то, что шина сможет передвигаться по снегу и грязи. Также на зимних вариантах может присутствовать иконка в виде “снежинки”.
  5. Направление вращения – Rotation. Наносится для того, чтобы владелец мог правильно определить направление протектора шины и установить его на авто, так, как оно должно работать.

Отличия в маркировке грузовых и легковых шин

В общем и целом для маркировки грузовых и легковых шин используется один единый формат идентификации и нанесения Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилейотличительных знаков. Единственными моментами, по которым можно распознать тот или иной тип являются следующие:

  1. Размеры. Тут нет никаких секретов, у грузовиков колесо больше и соответствующие характеристики будут выше.
  2. Показатели скоростно-нагрузочных величин. Указанный ранее индекс скорости и нагрузки. В случае с легковым авто, шина будет выдерживать куда меньшие нагрузки на отдельное колесо, нежели грузовая. Однако скорость при этом также будет меняться.

Таким образом в целом система обозначения не отличается и если расходится, то только по параметрическим данным, не более.

Обязательная маркировка шин в Честном знаке

Полная расшифровка маркировки шин легковых и грузовых автомобилей

Данный вопрос более подробно мы озвучивали в статье – Новости и инструкция по маркировке шин и покрышек: “Честный знак”

В целом система будет распространяться на всех участников рынка, начиная с заводов-производителей и заканчивая розничными точками и даже интернет-магазинами. В зависимости от роли в реализации шин, возрастает и степень ответственности:

  1. Производителям и импортерам необходимо будет заказывать коды маркировки и наносить их на каждую единицу. Делать это будут несколькими способами, включая RFID радиометки.
  2. Реализаторы, оптовики, дистрибьюторы будут фиксировать поступление и выбытие кодов в Честном знаке.
  3. Розничные точки, магазины должны будут фиксировать поступление и продажу, используя сканер штрих-кода и онлайн-кассу.

Таким образом, действующим предметным маркером служит код, который будет наноситься на каждую шину и содержать закодированные данные Datamatrix. Эти сведения и будут передаваться и фиксироваться в системе Честный знак.

В итоге, как заверяют разработчики (Оператор ЦРПТ), этот мониторинг обеспечит бесперебойный контроль за движением шин на всех этапах их реализации, начиная с ввоза или производства и заканчивая конечной продажей в магазине.