Начиная с декабря этого года, в нашей стране стартует обязательная система маркировки: “Честный знак”, для шин и покрышек (пневматических и резиновых новых). С июля начался эксперимент, организованный ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), который собрал рабочую группу, состоящую из экспертов в данной области. Среди них не только представители заводов и изготовителей, но и остальные крупные участники оборота.

Новости и инструкция по маркировке шин и покрышек: "Честный знак"

Цель у них одна- сделать процесс маркировки так, чтобы добиться основных задач без существенных потерь для всех. Среди причин введения шин и покрышек в систему маркирования уже сейчас, были названы следующие:

  1. Контроль за движением всей производимой и завозимой продукцией на рынке.
  2. Пресечение производства контрафактной продукции. По статистике, почти 10%-15% шин в нашей стране делается незаконно, без учета требований и гарантий для владельцев. Это в свою очередь может существенно сказаться на качестве автомобиля и в ряде случаев привести к трагическим последствиям для водителя.
  3. Введение общих правил для всех участников оборота.

В качестве нормативного документа, регламентирующего начало пилотного проекта, стало постановление Правительства РФ от 11 июня №753

Мы изучили записи вебинаров, ознакомились с мнениями тех, кто занимается данной отраслью и постараемся дать Вам все инструкции по регистрации и требованиям на основании новых правил маркировки шин и покрышек. Пока проект находится на стадии разработки, однако некоторые моменты уже ясны, про них и расскажем.

Как на практике будет выглядеть маркировка шин и автопокрышек

Пока на официальном сайте честного знака никаких инструкций или нормативных документов не появлялось. Однако уполномоченное лицо данного проекта, раскрыл некоторые детали на одном из вебинаров и рассказал основные моменты к которым нам необходимо готовится с декабря месяца:

  1. В настоящий момент рассматривается 3 метода возможного использования Data Matrix кода на шина и покрышках:
    1. С использованием этикеток, как это сделано на обуви например. Будет клеиться специальный стикер.
    2. Маркирование внутри шины с помощью RFID метки. Она представляет собой специальный передатчик, выполненный в форме мини-платы или устройства, кому как удобнее. Для считывания используется устройство (ридер), которое способно улавливать сигнал на расстоянии до 300м. Технология спорная, но ее наличие в честном знаке еще обсуждается.
      пример RFID передатчика

      пример RFID передатчика

    3. Лазерная гравировка, c нанесением Data Matrix кода прямо на товар, т.е шину или покрышку.
  2. Процесс маркирования охватит всех участников оборота:
    1. Производителей. Должны будут наносить код на всю выпускаемую продукцию одним или несколькими способами, о которых мы ранее сказали. Коды будут получать от ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров). Информацию о выпуске или передаче другим участникам рынка, будут передавать через систему: “Честный знак”.
    2. Импортеры. На данный момент известно, что скорее всего, получать и наносить коды маркировки будут лица, которым импортируются шины и покрышки. Они же и должны будут передавать данные о дальнейшем движении продукции.
    3. Логистические компании, оптовые и розничные дистрибьютеры. Передают данные в систему о полученных кодах и также передают информацию о дальнейшем движении продукции.
    4. Розничные сети и магазины. Фиксируют выбытие кодов после продажи их конечному потребителю. Фиксация будет производится через онлайн-кассы или же 2D сканеры штрих-кодов.

Таким образом, основной задачей данной системы маркировки, можно назвать реализацию постоянного учета и контроля продукции. Проще говоря, при правильной работе данной модели, каждый участник оборота, начиная с производителя и кончая продавцом, будет фиксировать состояние движения шины или покрышки на всех этапах.

Подготовка к старту обязательной системы маркировки покрышек и шин

После того, как стала ясна практическая модель будущей системы, необходимо заблаговременно подготовиться ко всем мероприятиям, чтобы к окончанию эксперимента, Вы смогли в полной мере воспользоваться системой честного знака. Собственно сделать это за 1 день невозможно, поэтому начинать необходимо уже сейчас. К счастью на официальном сайте имеется список действий. Все они сводятся к одному, а именно к регистрации в личном кабинете системы:

  1. Для начала необходимо получить на имя руководителя организации или ИП усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Тут имеется ряд формальностей, о которым мы рассказывали ранее. Об этом и также о том, как регистрировать данную электронную подпись, Вы можете узнать в статье – Получение подписи УКЭП для системы: “Честный знак”.
  2. Настроить и установить на рабочий ПК средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Сюда относится: драйвера, токены, а также рабочий дистрибутив от компании Крипто Про. Процесс получения и настройки также очень важен, без него дальнейшие действия в системе честного знака невозможны. Про установку СКЗИ и ее налаживание для маркировки, мы писали ранее в статье – Пошаговая установка Крипто Про для системы маркировки.
  3. Заключительным этапом будет регистрация в системе и получение доступа к личному кабинету личного знака. Об этом мы поговорим более подробно.

Регистрация личного кабинета честного знака

Без доступа к личному кабинету системы, все дальнейшие действия будут невозможны. ЛК честного знака позволяет управлять движением товаров, а также получать коды, которые должны быть на них нанесены. Это только наиболее важные функции кабинета. В остальном он значительно снимает нагрузку с компании и дает возможность отправлять данные о получении и выбытии шин и покрышек, прямо через интернет.

Пошаговый процесс регистрации следующий:

  1. Переходим на официальный сайт ГИС МТ. маркировка шин и покрышек
  2. На главной странице сайта нажимаем кнопку регистрации и попадаем на окно проверки основных требований, представленных ранее.маркировка шин и покрышек
  3. Нажимаем проверить. Если все требования соблюдены и помимо выбора браузера и операционной системы, Вы установили криптографические средства защиты, то все разделы таблицы проверки будут зеленые. Иначе система сообщит Вам об отсутствии тех или иных моментов, которые прежде чем зарегистрироваться, придется исправить.маркировка шин и покрышек
  4. Если все требования соблюдены, то нажимаем продолжить. Вы перейдете на окно заявки на регистрацию. При первом заходе на страницу, необходимо будет выбрать УКЭП генерального директора компании в выпадающем списке. Должны показаться основные сведения об организации, включающие ее телефон и адрес электронной почты. Если этого нет, то переходим в раздел: “Пользователь” и редактируем свой профиль, внеся в него недостающие данные. Адрес электронной почты указать желательно тот, к которому Вы имеете доступ. На него придет уведомление о рассмотрении завки на регистрацию, а также дополнительные сообщения в процесс работы с системой.маркировка шин и покрышек в честном знаке
  5. После этого жмет кнопку отправки заявки. Она будет проверенна в течении суток. Если все данные заполнены верно, то на указанный ранее адрес электронной почты, будет отправлены данные по входу в систему. При первом открытии личного кабинета, система предоставит Вам что-то вроде анкеты с дополнительной информацией. В ней необходимо будет выбрать те или иные моменты, начиная с того являетесь ли Вы импортером или производителем и заканчивая выбором товарной группы и т.д. Скриншоты из инструкции этих моментов, мы приложим. На вопросы можно и нужно отвечать только если они имеют отношение к Вашей организации или товарам. При желании ввод информации можно пропустить.
  6. Затем откроется информация, состоящая из 4 разделов. В ней необходимо будет указать:
    1. Данные участника системы. Они заполняются автоматически на основании представленных документов. Однако проверить правильность их заполнения также стоит и в случае несовпадений, сообщить в службу поддержки системы.
    2. Добавить или удалить пользователей. Если Вы хотите например, дать доступ сотруднику, чтобы он мог заходить в систему под своими данными.
    3. Указать реквизиты.
    4. Подключить операторов ЭДО (Электронный документооборот).
  7. После заполнения всех формальностей, заявка будет отправлена на проверку. Если все данные заполнены корректно, то на указанный ранее адрес электронной почты, будут даны рекомендации по дальнейшем входу в систему.

Некоторые вопросы по системе

Как будет происходить учет и нанесение кодов?

Про это мы ранее отметили, что пока проект находится на стадии пилотной версии, сказать о конечной технологии маркировки сложно. Имеются лишь данные о возможных способах. Возможно они все и будут использоваться.

Как будет маркироваться восстановленная резина?

Этот вопрос обсуждался на вебинаре. Если шина или покрышка была восстановлена и используется между потребителями, то маркировать ее заново скорее всего не будет необходимости. Сюда относятся и автосервисы.

Если я импортирую шины, как мне быть?

Получать коды маркировки придется скорее всего Вам, а не импортеру.