Начиная с декабря этого года, в нашей стране стартует обязательная система маркировки: «Честный знак», для шин и покрышек (пневматических и резиновых новых). С июля начался эксперимент, организованный ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), который собрал рабочую группу, состоящую из экспертов в данной области. Среди них не только представители заводов и изготовителей, но и остальные крупные участники оборота.
Цель у них одна- сделать процесс маркировки так, чтобы добиться основных задач без существенных потерь для всех. Среди причин введения шин и покрышек в систему маркирования уже сейчас, были названы следующие:
- Контроль за движением всей производимой и завозимой продукцией на рынке.
- Пресечение производства контрафактной продукции. По статистике, почти 10%-15% шин в нашей стране делается незаконно, без учета требований и гарантий для владельцев. Это в свою очередь может существенно сказаться на качестве автомобиля и в ряде случаев привести к трагическим последствиям для водителя.
- Введение общих правил для всех участников оборота.
В качестве нормативного документа, регламентирующего начало пилотного проекта, стало постановление Правительства РФ от 11 июня №753
Мы изучили записи вебинаров, ознакомились с мнениями тех, кто занимается данной отраслью и постараемся дать Вам все инструкции по регистрации и требованиям на основании новых правил маркировки шин и покрышек. Пока проект находится на стадии разработки, однако некоторые моменты уже ясны, про них и расскажем.
Как на практике будет выглядеть маркировка шин и автопокрышек
Пока на официальном сайте честного знака никаких инструкций или нормативных документов не появлялось. Однако уполномоченное лицо данного проекта, раскрыл некоторые детали на одном из вебинаров и рассказал основные моменты к которым нам необходимо готовится с декабря месяца:
- В настоящий момент рассматривается 3 метода возможного использования Data Matrix кода на шина и покрышках:
- С использованием этикеток, как это сделано на обуви например. Будет клеиться специальный стикер.
- Маркирование внутри шины с помощью RFID метки. Она представляет собой специальный передатчик, выполненный в форме мини-платы или устройства, кому как удобнее. Для считывания используется устройство (ридер), которое способно улавливать сигнал на расстоянии до 300м. Технология спорная, но ее наличие в честном знаке еще обсуждается.
- Лазерная гравировка, c нанесением Data Matrix кода прямо на товар, т.е шину или покрышку.
- Процесс маркирования охватит всех участников оборота:
- Производителей. Должны будут наносить код на всю выпускаемую продукцию одним или несколькими способами, о которых мы ранее сказали. Коды будут получать от ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров). Информацию о выпуске или передаче другим участникам рынка, будут передавать через систему: «Честный знак».
- Импортеры. На данный момент известно, что скорее всего, получать и наносить коды маркировки будут лица, которым импортируются шины и покрышки. Они же и должны будут передавать данные о дальнейшем движении продукции.
- Логистические компании, оптовые и розничные дистрибьютеры. Передают данные в систему о полученных кодах и также передают информацию о дальнейшем движении продукции.
- Розничные сети и магазины. Фиксируют выбытие кодов после продажи их конечному потребителю. Фиксация будет производится через онлайн-кассы или же 2D сканеры штрих-кодов.
Таким образом, основной задачей данной системы маркировки, можно назвать реализацию постоянного учета и контроля продукции. Проще говоря, при правильной работе данной модели, каждый участник оборота, начиная с производителя и кончая продавцом, будет фиксировать состояние движения шины или покрышки на всех этапах.
Подготовка к старту обязательной системы маркировки покрышек и шин
После того, как стала ясна практическая модель будущей системы, необходимо заблаговременно подготовиться ко всем мероприятиям, чтобы к окончанию эксперимента, Вы смогли в полной мере воспользоваться системой честного знака. Собственно сделать это за 1 день невозможно, поэтому начинать необходимо уже сейчас. К счастью на официальном сайте имеется список действий. Все они сводятся к одному, а именно к регистрации в личном кабинете системы:
- Для начала необходимо получить на имя руководителя организации или ИП усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Тут имеется ряд формальностей, о которым мы рассказывали ранее. Об этом и также о том, как регистрировать данную электронную подпись, Вы можете узнать в статье — Получение подписи УКЭП для системы: “Честный знак”.
- Настроить и установить на рабочий ПК средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Сюда относится: драйвера, токены, а также рабочий дистрибутив от компании Крипто Про. Процесс получения и настройки также очень важен, без него дальнейшие действия в системе честного знака невозможны. Про установку СКЗИ и ее налаживание для маркировки, мы писали ранее в статье — Пошаговая установка Крипто Про для системы маркировки.
- Заключительным этапом будет регистрация в системе и получение доступа к личному кабинету личного знака. Об этом мы поговорим более подробно.
Регистрация личного кабинета честного знака
Без доступа к личному кабинету системы, все дальнейшие действия будут невозможны. ЛК честного знака позволяет управлять движением товаров, а также получать коды, которые должны быть на них нанесены. Это только наиболее важные функции кабинета. В остальном он значительно снимает нагрузку с компании и дает возможность отправлять данные о получении и выбытии шин и покрышек, прямо через интернет.
Пошаговый процесс регистрации следующий:
- Переходим на официальный сайт ГИС МТ.
- На главной странице сайта нажимаем кнопку регистрации и попадаем на окно проверки основных требований, представленных ранее.
- Нажимаем проверить. Если все требования соблюдены и помимо выбора браузера и операционной системы, Вы установили криптографические средства защиты, то все разделы таблицы проверки будут зеленые. Иначе система сообщит Вам об отсутствии тех или иных моментов, которые прежде чем зарегистрироваться, придется исправить.
- Если все требования соблюдены, то нажимаем продолжить. Вы перейдете на окно заявки на регистрацию. При первом заходе на страницу, необходимо будет выбрать УКЭП генерального директора компании в выпадающем списке. Должны показаться основные сведения об организации, включающие ее телефон и адрес электронной почты. Если этого нет, то переходим в раздел: «Пользователь» и редактируем свой профиль, внеся в него недостающие данные. Адрес электронной почты указать желательно тот, к которому Вы имеете доступ. На него придет уведомление о рассмотрении завки на регистрацию, а также дополнительные сообщения в процесс работы с системой.
- После этого жмет кнопку отправки заявки. Она будет проверенна в течении суток. Если все данные заполнены верно, то на указанный ранее адрес электронной почты, будет отправлены данные по входу в систему. При первом открытии личного кабинета, система предоставит Вам что-то вроде анкеты с дополнительной информацией. В ней необходимо будет выбрать те или иные моменты, начиная с того являетесь ли Вы импортером или производителем и заканчивая выбором товарной группы и т.д. Скриншоты из инструкции этих моментов, мы приложим. На вопросы можно и нужно отвечать только если они имеют отношение к Вашей организации или товарам. При желании ввод информации можно пропустить.
- Затем откроется информация, состоящая из 4 разделов. В ней необходимо будет указать:
- Данные участника системы. Они заполняются автоматически на основании представленных документов. Однако проверить правильность их заполнения также стоит и в случае несовпадений, сообщить в службу поддержки системы.
- Добавить или удалить пользователей. Если Вы хотите например, дать доступ сотруднику, чтобы он мог заходить в систему под своими данными.
- Указать реквизиты.
- Подключить операторов ЭДО (Электронный документооборот).
- После заполнения всех формальностей, заявка будет отправлена на проверку. Если все данные заполнены корректно, то на указанный ранее адрес электронной почты, будут даны рекомендации по дальнейшем входу в систему.
Некоторые вопросы по системе
Как будет происходить учет и нанесение кодов?
Про это мы ранее отметили, что пока проект находится на стадии пилотной версии, сказать о конечной технологии маркировки сложно. Имеются лишь данные о возможных способах. Возможно они все и будут использоваться.
Как будет маркироваться восстановленная резина?
Этот вопрос обсуждался на вебинаре. Если шина или покрышка была восстановлена и используется между потребителями, то маркировать ее заново скорее всего не будет необходимости. Сюда относятся и автосервисы.
Если я импортирую шины, как мне быть?
Получать коды маркировки придется скорее всего Вам, а не импортеру.