С начала года наша страна планомерно начала переходить на новую систему маркировки. Разработчиками выступил ООО «Оператор -ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий), он же обеспечивает и функциональную работу программы: «Честный знак». Подобная разработка, должна обеспечить россиян только качественными товарами, историю и оригинальность которых сможет контролировать любой клиент.
Согласно официальной статистике, на данный момент в нашей стране огромная доля продукции находится в незаконном обороте. Только на этот год можно отметить следующий процент контрафактной продукции, от законно произведенной и ввезенной в нашу страну:
- Легкая промышленность — 35%.
- Минеральная вода — 20-25%.
- Молочная продукция — 25%.
- Парфюмерия и косметика — 20%.
- Шины и покрышки — 10 — 15%.
- Лекарственные препараты до 10%.
Система маркировки: «Честный знак», в своей идеализированной форме, должна убрать с прилавок наших магазинов продукцию, которая была сделана или завезена незаконно. Сегодня мы расскажем основной принцип работы данной маркировки и постараемся подвести итог на основе независимой оценки о целесообразности этих нововведений.
Как работает честный знак и для чего нам нужна маркировка
В основе всех вебинаров, уполномоченные лица ЦРПТ, говорят об одних и тех же принципах, на которых будет интегрироваться система. Во-первых введение новых правил маркировки не должно «ударить» по кошельку всех участников оборота, начиная с производства и заканчивая розничными продавцами. Во-вторых система должна быть прозрачной и контролировать ее работу сможет даже потребитель. В-третьих работа нового алгоритма учета не должна быть слишком сложна, но при этом должна охватывать наибольшее возможное число категорий товаров.
Забегая вперед скажем, что по опыту уже введенных маркировок, эти цели выполняются на все 100%. Сам алгоритм работы честного знака, в наиболее упрощенном варианте, выглядит следующим образом:
- Производитель или импортер заказывают через систему коды маркировки. После их оплаты в личном кабинете, оператор выдает коды. После этого заказчик наносит их по установленному образцу или возможным вариантам, разрешенным правилами системы. В дальнейшем, данные о передаче (выбытии) товара (его кода) передаются в систему.
- Дистрибьютор, логистическая компания или оптовый склад получают товар и отмечают это в системе, добавляя их коды маркировки. Дальнейшее выбытие также фиксируется.
- Розничные магазины, аптеки (если речь про лекарства), также фиксируют поступление товара через личный кабинет. Дальнейшее выбытие, т.е покупку, отмечают через специальный сканер штрих-кодов, онлайн-кассу или регистратор в случае с лекарственными препаратами.
- Больницы отмечают выбытие препарата через регистраторы выбытия.
- Покупатель, получая товар, может незамедлительно проверить его через специальное приложение честного знака. Все что необходимо — это телефон с камерой и доступ в интернет. Программа считает штрих-код и предоставит информацию о нем, включая даже маршрут поставки в Ваш магазин.
Таким образом принцип, при котором ЦРПТ самостоятельно будет выдавать штрих-коды, позволяет выработать прозрачную систему маркировки, контролирующую движение товара внутри рынка. Это в свою очередь, если и не сможет на полностью убрать с продажи контрафакт, но в целом нанесет по нему существенный удар, значительно снизив долю присутствия.
Как будет маркироваться продукция
Это отдельный вопрос, потому что однозначно ответить на него будет сложно. Все решает сам исходный продукт, который требуется маркировать. Принципиальная структура кода, будет состоять из 2х основных значений: кода для идентификации товара, криптографического кода проверки. Это сделает маркировку наиболее уникальной и что самое главное, уберет возможность подделки.
Для большинства товаров, будет использоваться Data Matrix код. В него будет включена такая информация, как:
- Номер серии.
- GTIN.
- Идентификатор ключа проверки.
- Значение кода проверки.
- Дополнительно может размещаться информация о сроках годности и номере серийного производства.
В случае, если нанести дата матрикс невозможно, например на шины и покрышки, будет использоваться 1 из 3 способов:
- Разрабатываться специальные этикетки.
- Использоваться лазерная гравировка.
- Внутри будет размещаться RFID метка.
Впрочем в связи с расширением списка продукции, на которую вступят силу новые правила обязательной системы маркировки, разработчики могут внести и другие способы, главное чтобы основные принципы при этом остались прежними.
Таким образом будет реализовывать система честного знака. В заключение хотелось бы подвести итог всего вышесказанного. Основываясь на целом ряде изученной информации с официального сайта и вебинаров, можно сказать о том, что данная маркировка:
- При правильной работе значительно снизит количество контрафакта. Особенно это полезно для пищевых товаров и лекарств. Очень не хочется использовать продукты, которые были произведены с нарушениями или неизвестно где.
- Увеличит цены, где-то незначительно, а где-то очень даже заметно. Например если говорить о вещах, к маркировке которых рано или поздно также дойдут, то тут следующая картина. Отныне с прилавков уберут все китайское и сшитое в подвальных мастерских, в итоге останется в большинстве своем брендовая одежда, которая по карману не многим россиянам.
- Для некоторых участников оборота будет стоить дорого. Как ни крути, для реализации в отдельно взятом магазине должна быть заведомо установлена онлайн-касса, плюс к тому, для регистрации лк необходимо электронная подпись и вступление в ГС1 РУС. Все это стоит денег и если производителю такие траты покажутся мелочью, то для мелкорозничного магазина, станет месячной выручкой.
В целом идея введения системы оправдана. Пока оставляет желать лучшего осведомленность россиян о данном нововведении. Многие клиенты до конца ориентируются только на цену, не учитывая того, что товар рядом, может стоить на 2-3 рубля дороже, но сделан более качественно.