Одним из определяющих моментов внедрения обязательной системы маркировки: “Честный знак”, стала необходимость в прослеживаемости тех или иных товаров. Она должна быть прозрачной и предоставлять возможность участникам оборота товаров перейти к just in time производству, используя принципы индустрии 4.0.

В идеальном варианте, система маркировки будет работать так, что вся информация о конкретно взятом товаре (вплоть до пачки), можно будет отследить и проверить на подлинность. Хранится эта накладная на продукцию будет в специальной базе данных, которую ЦРПТ назвал – национальный каталог товаров.

Национальный каталог товаров ЦРПТ - что это такое и как работает

После введения честного знака на все товары в РФ, этот каталог станет тем местом, где каждый участник оборота и рядовой потребитель, сможет проверить ту или иную продукцию на подлинность. Среди характеристик на товар, будет доступно следующее:

  1. Полное наименование.
  2. Бренд.
  3. Страна производства.
  4. Объем, масса, кол.штук и т.д.
  5. Половозрастные ограничения.
  6. Штрих-код Data Matrix.

Также, разработчики обещают включить в список информацию о различной сопроводительной документации.

Преимущества национального каталога товаров

Национальный каталог товаров ЦРПТ - что это такое и как работает

В настоящее время, в каталог добавляется все больше информации о тех или иных товарах. До того момента, пока обязательная система маркировки не заработает для большей доли продукции на российском рынке, настоящая польза от данной базы данных будет ощущаться куда меньше, нежели после ее окончательной доработки.

Разработчики делают сервис таким образом, чтобы он смог быть полезен не только узкому кругу из числа участвующих в обороте компаний, но и для рядовых покупателей. Для удобства, национальный каталог, уже сегодня, подключили к следующему списку классификаторов:

  • ТН ВЭД.
  • ОКПД 2.
  • ОКВЭД 2.
  • КТРУ.
  • GS1.

Это позволяет отражать более детальную информацию о конкретно взятом товаре. Причем вся информация и инструменты честного знака связаны между собой и делаются одним и тем же разработчиком.

Для примера, мы возьмем одну из первых, открывшуюся на сайте продукцию, а именно духи. Переходим по товарной карточке и видим следующую характеристику:

  1. Описание сопроводительной документации, по которой можно классифицировать данные духи.
  2. Указанное в документации наименование, вплоть до объема.
  3. Официальное юридическое название фирмы/бренда и страна производитель.
  4. Дополнительные сведения для потребителя в виде пола, возраста, тип, модели и т.д.
  5. Код штрих-кода.
  6. Лицо, на чье УКЭП была оформлена продукция.

Национальный каталог товаров, в целом является отличным инструментом. В долгосрочной перспективе, он будет весомым помощником для потребителей и тех кто реализует тот или иной товар на рынке. Уже сейчас можно сказать следующее:

  1. Отныне любой гражданин РФ, может без особых проблем проверить свою покупку в интернете. Опять же это можно будет сделать через приложение честного знака или же воспользовавшись данным каталогом.
  2. Производители смогут давать полную отчетность о своей продукции в одном месте. Нет нужды использовать несколько сайтов, чтобы узнать номер в классификаторе или же товарную группу.
  3. Дистрибьюторы смогут проверять подлинность продукции, т.к она будет в каталоге.
  4. Розничные сети и оптовые склады будут видеть список поставщиков, брендов, торговых марок при необходимости. Их наличие в каталоге будет свидетельствовать о том, что продукция данных организаций качественная и сделана она реальными производителями, а не в кустарных мастерских.

Как принять участие в наполнении и работе национального каталога

Национальный каталог товаров ЦРПТ - что это такое и как работаетКак мы выше отметили, в настоящее время, национальный каталог только набирает обороты. Он будет все больше заполняться по мере введения обязательной системы маркировки. Однако разработчики настроены создавать данную базу данных, вместе с ее участниками. Они заинтересованы в том, чтобы каталог был полезен и удобен в работе для всех.

В свете этого было принято решение о создании специальных рабочих групп. В них должны войти все заинтересованные в правильном функционировании системы лица: разработчики, участники оборота товаров, потребители. Для них, были отведены онлайн-площадки, на которых каждый мог выразить свое мнение и высказать предпочтения по тем или иным моментам.

Для удобства, все группы были заранее поделены на отдельные товары. Например: лекарственные препараты, табачные изделия, напитки безалкогольные и т.д. Некоторые из рабочих групп являются закрытыми и для участия в них необходимо заблаговременно подать заявку. Остальная часть выполнена в виде форумов свободного доступа, на которых можно зарегистрироваться и оставлять сообщения в соответствующих тематиках.

Как подать заявку на участие?

Для того, чтобы разработчики смогли подключить Вас к участию в обсуждениях, необходимо сообщить им об этом. Делается это путем отправки заявки на электронный адрес каталога – RGkatalog(собака)crpt.ru. В теме письма необходимо указать: “Регистрация в рабочей группе (РГ)”.

В письме следует отразить следующую информацию:

  1. Название той группы, в которую Вы хотели бы попасть.
  2. Наименование организации, которую Вы представляете.
  3. Тип организации. Может быть Вы поставщик, производитель или являетесь владельцем магазина. Это следует указать.
  4. Лица, которым необходимо предоставить доступ. Возможно Вы хотите включить не себя, а ответственного сотрудника. Указываем данные: ФИО, занимаемую должность, данные электронного почтового ящика.

Заявка обрабатывается операторами в порядке очереди. Ответ придет в любом случае.

В заключение хотелось бы отметить некоторые моменты. Сама по себе система национального каталога, весьма интересная и перспективная идея. Радует тут даже не функциональная работа, а подход разработчиков к реализации проекта подобного масштаба. Все инструменты и рабочие моменты заранее обсуждаются с теми, кому эта система непосредственно нужна. Это дает возможность предположить, что проект будет жить и приносить пользу всем, даже простым покупателям, которые пока не знаю, что они покупают в магазине и является ли эта вещь оригинальной.